Небольшая статейка на геройко-моддинговую тематику, рассчитанная больше на новичков. Находится в процессе написания.
Краткая история геройского моддинга
Глава Первая.
"New Life of Heroes"
Всё началось в 2000 году, с объединения дополнений Клинка Армагеддона и Дыхания Смерти (т.е. чтобы можно было играть и с Сопряжением, и со сборными артефактами) легендой модостроения - Славой Сальниковым. Что в итоге увидело свет в виде первого мода для Третьих Героев -
The Memory, и положило началу создания первой платформы для моддинга Heroes 3 - платформе
WoG (In the Wake of Gods). В 2001 году вышла WoG 3.52 от WoG Team - первого интернационального объединения моддеров Третьих Героев. В 2004 году состоялся релиз легендарной
WoG 3.58f, после которого Слава Сальников уходит из моддинга и дальнейшее развитие платформы WoG переходит в руки разработчиков
Heroes 3: TE - первого мода, заточенного исключительного на сетевую игру, вышедшего в 2005 году. Собственно, развитие платформы WoG на этом разделяется на несколько ветвей, вместе с прекращением существования WoG Team:
1-я ветвь - проект-долгострой
WoG 3.59 (2005-2013) от CoreWoG. Были обещаны поддержка новых игровых фракций (Бастион/Кремль/Гавань), модного тогда языка LUA, заменяющего ERM, новых заклинаний и т.д. Но, к сожалению, такой объем работ оказался не по силам CoreWoG и WoG 3.59 был переведён в OpenSource и стал доступен для любых желающих продолжить разработку (но из-за сложности и неудобства исходного кода желающих так и не нашлось).
2-я ветвь - первый и последний коммерческий мод для WoG -
"Реквизит" (2005-2009) от REKVIZIT Team. По поводу "платности" модов в то время прошло много холиваров, в итоге чего Реквизит был
взломан Берсеркером, а разработка остановилась на версии 1.44 и больше не возобновлялась. Соответственно, и исходники канули в лету и платформу REKVIZIT можно считать полностью мёртвой.
Собственно, весь моддинг, основанный на исходниках WoG, на этом закончился. Воговская платформа сегодня - уже прошлое.
Глава Вторая.
Эра Лагерей.
Застой в выпусках новых версий WoG породил разделение всего сообщества моддеров уже на практически отдельные лагеря. Переломным годом можно условно назвать 2008-й. В то время довольно популярным ещё оставался WoG 3.58f. Но возможностей этой старой воговской платформы моддерам в то время стало явно не хватать, пришло какое-то разочарование в нововведениях WoG и усталость от бесконечного ожидания WoG 3.59. В итоге, получилось то, что и имеется на день сегодняшний:
Первый Лагерь - платформы, не использующие WoG совсем:
1.
2009-н.в. -
HD-мод и немногочисленные и мелкие плагины для него. В те времена оригинальное разрешение игры в 800х600 перестало устраивать игроков, на основе SoD были разные попытки патчей, увеличивающих его. Но наиболее удачным и успешным оказался патч Александра Баринова (aka baratorch), в последствии выросшего до HD-мода со множеством интерфейсных улучшений. Изначально автор HD-мода поддерживал все популярные моды, но сейчас все нововведения реализуются только для SoD/HoA. С одной стороны, HD-мод сегодня использует каждый игрок в Heroes 3, но с другой - как платформа для моддинга HD-мод по-прежнему находится в зачаточном состоянии, умея подгружать только dll и предоставляя скудный функционал патчера, поэтому имеющий мизерную популярность у моддеров. Увы, в будущем ситуация точно не измениться.
2.
2008-н.в. -
Horn of the Abbys - глобальная модификация от HotA Crew для SoD, позиционированная в качестве полноценного дополнения к игре. Изначально создавалась как мод для WoG, добавляющий новую пиратскую фракцию, но, после конфликтов с CoreWoG, разработка была переведена на SoD и появилось полное противопоставление идеям WoG. Благодаря тесной кооперации внутри лагеря и включения в её состав сильных программистов и отличных художников, HoA сделался очень качественным модом и обрёл армию фанатов. По факту сегодня HoA - далеко ушедший вперёд мод, многие возможности из которого не доступны другим моддерам. Соответственно, модопригодность HoA полностью нулевая, как платформа она доступна только для HotA Crew и больше никому.
В итоге, получилось, что Первый Лагерь является закрытым сообществом моддеров, не продвигающих моддинг в массы, а только поддерживающих развитие и выпуск новых версий двух данных модификаций (которые скорее в конечном счёте будут объединены в единый мод, тем более многие уже считают, то HD-мод и HoA - одно и то же). Короче - любовь к игрокам и равнодушие/негатив к моддерам.
Второй Лагерь - платформа
ERA.
Историю этого лагеря лучше расскажет Берсеркер, но я тоже попробую.
Во времена задержек с релизом WoG 3.59 моддеры, естественно, пытались реализовать какие-то свои глобальные вещи на ERM от WoG 3.58f. В основном, выпускались отдельные дополнительные WoG-опции (которые в последствии были объединены в сборнике ERA Scripst), но один человек - Берсеркер, смог написать их на целый мод, известный как
Феникс-Мод. В те времена сборка WoG+PhoenixMod стала популярной, но Берсеркеру стало тесно в рамках стандартного ERM: в начале PhoenixMod удалось перевести с WoG 3.58 на TE, а дальше появилась библиотека angel.dll, в которой были реализованы дополнительные триггеры/ресиверы для Феникс-Мода, а позже angel.dll был выделен в отдельный мод-платформу, развивающийся до сих пор.
На базе ERA моддерами было создано сотни модов, включая такие глобальные как
LoRD,
SW и
ERA+. Игроки, использующие моды, обычно и выбирают ЭРУ, где представлено множество возможностей как новичкам, так и опытным моддерам. Но ограничения у ЭРЫ так же имеются, но по сравнению с WoG и MoP - золотая середина.
Третий Лагерь - платформа
MoP.
В 2008 году, начале своего существования, Master of Puppets (MoP) был похож на PhoenixMod, но если Берсеркер у себя пропатчил TE-шный exe-файл только для разблокировки изменения исполняемого кода игры и подзагрузки angel.dll, то Мастер зашёл ещё дальше - различными самодельными патчами было отредактировано тонна мест в игровом коде для поддержки нового игрового контента, который ЭРА добавлять не позволяла (только гораздо позже появились плагины на новые артефакты, монстров, города). Первая версия MoP, вышедшая в 2012-м, ещё содержала в себе angel.dll, но начиная со второй версии MoP стал независимой и самобытной платформой. По освоению, MoP гораздо сложнее, нежели ЭРА, а конкретно, требуются знания и опыт низкоуровневого программирования, чего 99,9% моддеров себе позволить не могут, поэтому, несмотря на широчайшие возможности, количество модов на основе MoP можно пересчитать по пальцам одной руки.
Подведём некий итог развития платформ для моддинга:
1. Воговская платформа, хоть и была первой, но в данный момент является незаслуженно брошенной и забытой. Увы, либо новое поколение моддеров настолько поглупело, что не может её возродить, либо это просто никому уже реально не нужно - моддеры предпочитают другие платформы.
2. Платформа HD-мода, не смотря на свою ущербность, всё же пару лет назад использовалась парой энтузиастов, но сейчас ничего нового под неё не появляется. Для новичков - это так же плохой выбор.
3. Платформа HoA не представляет интереса в силу её полной закрытости. Моддерам в ней делать нечего.
4. Платформа MoP сложна и не привычна для рядового моддера. В ней могут себя чувствовать "как дома" только психи-хардкорщики, берущие от моддинга всё, что вообще возможно реализовать на движке игры. Поэтому тоже нет.
5. Остаётся ERA. Думаю, тут уже всё понятно, дальше уже не стоит объяснять: и раздолье новичкам, и заинтересует опытных моддеров. Поэтому must have.