Quote:А что есть магия? Магия - это технология эксплуатации особых механизмов мира. Это могут быть как физические законы, так и законы Эфира. Любой маг есть учёный, применяющий тот же набор методов в работе. А от того, доступна эта технология меньшинству или большинству ничего не меняется.
С точки зрения "применения" - да, всё именно так и есть. Но и зачем тогда вообще магия нужна, если всё то же самое прекрасно может выполнять технология? В том-то вся и фишка магии, что она доступна лишь меньшинству, а остальные либо вообще не подозревают о её существовании, либо она выглядит для них чем-то таинственным и непонятным. Это то, что находится за рамками их понимания.
А когда любой желающий может зайти в магическую лавку, чтобы купить палочку огня... Чем это отличается от того, что в реальности любой желающий может купить в киоске зажигалку? Да абсолютно ничем. Зачем тогда нужны эти палочки, если можно зажигалками обойтись?
А вот если в мире нигде нету ни зажигалок, ни палочек огня, ни прочих вещей - но поговаривают, что какие-то загадочные люди всё же каким-то непонятным образом могут "высекать огонь из ничего" - то это уже, согласись, совсем другое отношение. В этом-то вся и суть, в
отношении жителей к магии, которое формирует их сознание.
А в ТМ и ХА магия - это всё равно что зажигалки для нас, никого ею не удивишь. Да хотя бы наличие тех же самых свитков воскрешения - это штука, которая кардинально меняет сознание! Любой нормальный человек из Кординуса, если бы он узнал о случайной гибели родственника или друга - мигом побежал бы в лавку покупать свиток, дабы воскресить покойника! И люди бы в Кординусе не умирали вовсе (кроме как от естественной смерти)...
Или другой пример - свитки телепортации. Зачем король Корсии отправлял гнома в Тронхайм пешком, в опаснейший путь через Горы Печали - для меня также загадка. Да ещё и охрану из числа элитных магов огня приставлял к нему. Неужели ему было сложно дать гному пару свитков телепортации? Ведь вероятность погибнуть в пешем переходе явно не меньше, чем 20% (к тому же из астрала вполне можно выбраться).
Ещё один пример - персонаж Хасарта постоянно пьёт зелья превращения в самых различных тварей (гоблина, огра...) И стоят такие зелья довольно дёшево, то есть любой желающий может взять и стать огром на определённый срок. По логике вещей, наличие таких зелий должно автоматически формировать
недоверие у окружающих ко
внешнему виду любого встречного незнакомца - потому как на деле он может оказаться кем угодно. Но про это нигде не упоминается.
Я могу привести ещё много подобных примеров, но суть-то ясна. И это вовсе не недостаток Солма как ведущего игры - учесть все такие особенности, которые могут изменить
сознание окружающих, довольно трудно. Это недостаток самого подхода, когда "магия доступна всем и известна всем". И поэтому меня удивляет, что Игродел так всегда ратует за "прогрессивность магии", будто это единственный возможный вариант. "Прогрессивность магии" - это, конечно, интересно и довольно забавно - но тогда в сюжете неминуемо возникают несостыковки в отношении окружающих, о которых я говорил выше. Вот о чём речь.
Сорри за простыню