Давно хотел написать парочку рецензий на музыкальные альбомы, что сейчас и сделаю. И поскольку на форуме обитает немало ценителей "тяжёлой" музыки, я начну со своего любимого стиля - симфо-метала, в котором мощные гитарные риффы смешиваются с симфоническим оркестром и хором. Итак, речь пойдёт о ранее упомянутом мной альбоме Imaginaerum от финнов Nightwish, и о вышедшем чуть позже Requiem for the Indifferent от голландцев Epica. Эти альбомы объединяет не только женский вокал, но и структура - каждый из них логически разделяется на две половины, и на каждом чётко видны две главные композиции.
Сначала об Imaginaerum. Это название является результатом небольшого изменения слова "imaginarium", что на русский можно перевести как "воображариум". Данный альбом вынашивался Nightwish аж 4 года, и позиционировался как их первый "концептуальный" альбом - по сюжету которого, доживающий последние часы композитор рассказывает нам историю своей жизни. За эти годы, новая вокалистка Анетт Ользон полностью освоилась в группе и полюбилась фанатами, а манеру её пения разобрали вдоль и поперёк. Поэтому все ждали, что новые песни будут полностью "заточены" под неё - ведь предыдущий альбом Найтов был написан в расчёте на какую-то абстрактную вокалистку, а не на вполне конкретную шведку. Забегая вперёд, стоит сказать, что этого не произошло.
Taikatalvi: вступление, открывающее альбом. Примечательно, что это первое "интро" в практике Nightwish - что и неудивительно, ведь альбом-то концептуальный. Это единственная композиция альбома, написанная на финском языке. В ней кратко повествуется о волшебной зиме, среди красот которой слышатся звуки скрипки, и начинается ... песня! Вокал здесь исполняет басист Марко Хиетала, причём в нетипичной для себя мелодичной манере. В целом, интро оставляет очень приятное впечатление - ну а что ещё нужно от вступления?
Storytime: главный хит альбома. Здесь есть всё - лёгкое клавишное вступление, заводной гитарный проигрыш, быстрое пение вокалистки и оперный хор в момент кульминации. Неизвестно, специально ли песня писалась с таким расчётом, но она действительно получилась роскошной - и, без сомнения, хитовой. На неё уже был снят клип, выпущен сингл и прочие вкусности. И она этого полностью заслуживает.
Ghost River: мощный скоростной метал. По технике, композиция исполнена безупречно, но почему-то эта техника не особо "цепляет" слушателя. Хотя многим она очень даже понравилась, но я бы не стал причислять её к хитам. Прежде всего, здесь не слышно мелодии, какого-то основного мотива песни - ровно до тех пор, пока в дело не вступают детские голоса. На самом деле, песня весьма неплоха, но на фоне предыдущей композиции она как-то меркнет.
Slow, Love, Slow: ме-е-едленная, тягу-у-учая баллада о любви. Её "медлительность" слышна сразу. По правде говоря, я не большой любитель баллад в симфо-метале - поэтому ещё при первом знакомстве стал опасаться, что и здесь не будет интересно. Увы, так и произошло - Анетт поёт слабовато, слишком сухо и заунывно. Да и затянута песня весьма прилично.
I Want My Tears Back: да здравствует волынка! Нетипичная для Найтов "фолковая" композиция со звонким звучанием и великолепной концовкой. Заводная мелодия вкупе в волынкой оставляют отличное впечатление - и вновь поднимает настроение, делая эту песню одной из лучших на альбоме. Хотя по смыслу это, как ни странно, тоска о потерянном времени!
Scaretale: это не Nightwish, но весьма интересно Кричащая оркестровая сказка, в которой композитор погружается в свои детские страхи. Если в первой половине песни гитары ещё слышны, то дальше они полностью вытесняются мощным оркестром. Вначале это кажется чужеродным - а потом песня начинает нравиться, завершая первую половину альбома. Здесь сразу запоминается странное пение Анетт, голос которой вообще не похож на себя (особенно это касается лайвов, там она едва ли не гроулит) - но поёт она здорово. -
Arabesque: танцевальная "интерлюдия". Как и многие другие композиции, необычная, сильно "оркестровая". Хоть это и вступление второй части, но слушать вполне можно - заводит.
Turn Loose The Mermaids: снова баллада, но на сей раз отличная! Тот самый редкий случай, когда баллада у Nightwish действительно получилась. Вроде бы незатейливая песенка, но слушается с большим удовольствием. И "необычного" на сей раз ничего нет - это просто приятная песня с приятным вокалом, без лишних сложностей.
Rest Calm: так и не понятая песня. Гитарный проигрыш в её начале подозрительно напоминает аналогичный отрывок из The Siren, более ранней песни Найтов - а больше она ничем особо не запоминается. Если её убрать с альбома, то это мало кто заметит, хотя и длится она аж 7 минут. Нельзя сказать, что песня плоха - просто она совсем уж незаметная, что ли.
The Crow, The Owl and The Dove: мелодичная гитарная композиция с Хиеталой во главе. Начинается она довольно спокойно и приятно - но нельзя сказать, что уж как-то задевает. Но дальше песня "раскачивается", и оставляет приятное впечатление. Хотя и хочется чего-то большего.
Last Ride of The Day: и вот оно, "что-то большее"! Настоящий симфо-метал - мощный, заводной и неповторимый. Вокалистка отлично поёт, а басист отлично кричит прямо на фоне оркестрового хора, и к ним хочется присоединиться Песня быстро увлекает за собой и слушается очень легко - несмотря на то, что сама очень "тяжёлая". Настоящий класс.
Song of Myself: прекрасный недо-эпик. Приставка дана не зря - ведь номинально песня длится более 13 минут, но на деле недотягивает до 6 (дальше идут одинокие барабаны, а затем и вовсе чтение текста). Но эти шесть минут стоят всего альбома, ведь это его главная композиция. Отдельно хочется отметить Анетт: это однозначно лучшая песня, спетая ей в составе группы. Если кто-то до сих считает, что "Найты без Тарьи уже не те" - пусть послушает эту песню и устыдится. Поскольку Тарья, при всей моей любви к ней, никогда не смогла бы исполнить эту песню так же эмоционально (хотя у неё и другие козыри, не спорю). Поэтому очень жаль, что финальный эпик так неожиданно обрывается.
Что же получилось в итоге? Не совсем "симфо-метал", а эдакий "духовой метал". Причём, инструменты оркестра вынесены на первый план, и часто перекрывают собой гитары. Смотрится это очень необычно, раньше у Найтов так явно это не проявлялось - но, в большинстве случаев смотрится это вполне здорово, особенно в последних песнях. Что касается Анетт, то она поёт чуть лучше, нежели раньше - но не её вина, что на альбоме не все песни похожи на Song of Myself или на Scaretale. Сложно судить, вышел ли альбом лучше или хуже предыдущих, поскольку его стиль отличается от них. Однако точно можно сказать, что смотрится он вполне "на уровне", причём на довольно высоком. Лучшей композицией с Imaginaerum хочется назвать последнюю, однако для этого у неё придётся убрать концовку Также необходимо упомянуть о бонус-треке, который носит название всего альбома, и является облегчённой компиляцией многих его оркестровых партий - прослушивание этого трека может сказать многое:
Welcome to the soldier side,
Where there is no one here but me.
People all grow up to die,
There is no one here but me...
Теперь перейдём к Epica. Стиль этой группы часто совершенно справедливо характеризуется как "оперный метал" - ведь такого количество оркестровых партий и оперных хоров нету, пожалуй, ни у одной из метал-групп современности. И хотя основную вокальную часть на себя берёт солистка Симона Симонс, у Epica бывают композиции, в которых вообще поёт лишь хор. Ну и гитарист Марк Янсен тоже зычно гроулит временами, что вполне объяснимо - ему, как автору всей музыки группы, тоже хочется поорать Да и на своём инструменте он играет весьма брутально - причём настолько, что на первых трёх альбомах Эпики не было ни единого (!) гитарного соло, всё лишь скрипичные. Однако, перед записью четвёртого альбома один из гитаристов у них сменился, так что "соляки" всё-таки появились. Совместно с ним, весной этого года был записан новый, пятый альбом с очередным пафосным названием Requiem for the Indifferent, который я сейчас и представлю.
Интересно проследить за эволюцией обложек дисков:(Click to View)
Если ранние альбомы группы напоминали собой какие-то библейские картины - ад, змеи и "женщина с яблоком", то потом обложки всё больше "индустриализировались", а последнюю одобрят даже заядлые фанаты киберпанка. Раньше на обложках красовалась сама Симона, а теперь... неужели это её так зафотошопили? Вряд ли. Но надо отдать должное, кибер-обложка нового альбома получилась очень запоминающейся, не в пример предыдущему. Небольшой плюсик она явно заслуживает.
Как обычно, альбом полностью "концептуальный", песни очень пафосные и мощные, ну а их смысл - по-прежнему та ещё секта Хотя конкретно "Requiem for the Indifferent" посвящён уже не религии, а скорее "социальщине". Впрочем, среди громогласного хора и гроулинга разбирать слова не очень-то просто, поэтому лучше просто слушать музыку. А есть ли что послушать? Ох, не факт. Сдаётся мне, что в своей гонке за всё более "эпичным" звучанием, группа потихоньку утрачивает тот стиль, за который её и полюбили. Оркестр звучит не так мелодично, как раньше - он звучит МОЩНО, но не всегда красиво. И хор звучит не так часто, а лишь в моменты кульминаций песен. Забудьте про хор в куплетах, как на старом добром"Consign to Oblivion" - теперь хор служит лишь средством подчеркнуть мощь гитар и оркестра, а не конечной целью. Слушайте Марка и Симону!
Впрочем, нельзя сказать, что альбом плох. Напротив, временами он очень даже хорош. Как и у Nightwish, он чётко разделяется на две половины - вот только вторая его половина, увы, куда хуже первой. А вот на первой половине действительно есть что послушать, она вышла очень достойной... Интро, как обычно, замечательное. Здоровая "Monopoly of Truth" долго раскачивается, но в итоге неплохо "расслушивается". Промо-сингл "Storm the Sorrow", красив, хоть и несильно цепляет. Баллада "Delirium" и мощная "Internal Warfare" тоже смотрятся вполне на уровне, особенно вторая - пусть это и не чувствуется при первом прослушивании. Ну а главный "эпик" альбома с одноимённым названием (который, вопреки традициям, теперь НЕ является последним треком) - вообще едва ли лучшая композиция у Epica. Она мелодична, не слишком тяжела, и вообще напоминает скорее первые два альбома группы, нежели два последних. Что-что, а эпик определённо удался.
А вот со второй половиной всё не так. Интерлюдия "Anima" совершенно незаметна, и никаких эмоций не вызывает. А вот четыре последующих песни - вызывают, причём эмоции отрицательные. Песни скучные, однообразные, и хора в них практически не слышно. На их фоне, следующая за ними "Avalanche" выглядит едва ли не образцом, особенно клавишно-оркестровое вступление в начале - вот это класс, и гитар не надо! И хор там прекрасно поёт, хотя по-настоящему он раскрывается на "эпике №2" под пафосным (а каким же ещё?) названием "Serenade of Self-Destruction". Эта композиция в целом неплоха, особенно если вам попалась её версия с вокалом Хор в ней и впрямь поёт неплохо, но она сама какая-то заунывная и слишком уж затянутая... Наконец, есть ещё и бонус-трек, но про него писать нечего - прослушал и забыл.
Резюме: то ли я зажрался, то ли Epica топчется на месте. Не получается у неё увеличить мощь своих песен без потери мелодичности, да ещё и хор страдает при этом. Нет, песни безусловно хороши, у ближайших конкурентов (к коим я Nightwish, кстати, не отношу - совсем уж разные стили) даже таких нету. Но какое-то чувство ностальгии всё же остаётся - ведь раньше у Эпики бывали и заводные песни вроде "Illusive Consensus" или "Sancta Terra", а теперь они отсутствуют как класс. Баллады также не выправляют ситуацию, хотя ими данная группа никогда не славилась... Но радует то, что "главный эпик альбома" всё-таки удался. И, дабы рецензия завершилась на мажорной ноте, приведу из него небольшой отрывок - которым, собственно, Requiem for the Indifferent и завершается:
Welcome to the soldier side,
Where there is no one here but me.
People all grow up to die,
There is no one here but me...
Как бы я писал не только об Эпике, почему и спросил
Не, их нельзя с Рапсодией сравнивать - разные стили. Рапсодия - это куда больше павер-металл, нежели симфо.
Вообще, если Эпика для меня - это прежде всего ХОР, то Рапсодия - это гитарные СОЛО У них очень динамичные песни. А вот у Эпики, как я говорил, до четвёртого альбома ни одного соло вообще в песнях не было... И стиль куда более мелодичный, особенно на ранних альбомах.
Насчёт "хуже" или "лучше" - о вкусах не спорят, но я советую послушать у Эпики их второй альбом, Consign to Oblivion. Это мой любимый альбом - он более лёгкий и "хоровой", нежели остальные. И на нём прекрасно слышно, что стиль у них по сравнению с Рапсодией абсолютно другой... А так, Рапсодия мне тоже нравится. Но вот их последний альбом (тоже вышел этой весной, кстати) абсолютно разочаровал. Рецензию я на него писать не стал - иначе там сплошной негатив бы получился А вот предпоследний, наоборот, очень даже глянулся.
Corwin Wrote:Therion?
Ну да, он тоже имеет место быть. А что? Я же не говорил, что других групп не существует
Welcome to the soldier side,
Where there is no one here but me.
People all grow up to die,
There is no one here but me...
Расскажу-ка я вам про однозначно лучший альбом, прослушанный мною в 2012 году. Его выпустил голландский коллектив Delain, он снова принадлежит к жанру симфо-метал. Причём на сей раз это не "духовой метал" и не "оперный готик-метал" - а самый настоящий симфо-метал в своём чистом виде. Альбом носит название "We Are The Others", и вышел он месяц назад. Вообще, изначально Delain образовывались как "сборная мира" данного жанра. В записи их первой пластинки участвовали такие мощные величины, как: Мартейн Вестерхолт и Шарон ден Адель из Within Temptation; гитаристы Марко Хиетала из Nightwish, Ад Слейтер из Epica и Ян Ирлунд из Lacrimosa; вокалистка Лив Кристин из Theatre of Tragedy... Неизвестно, как в такую компанию занесло абсолютно никому не известную 19-летнюю певицу Шарлотту Весселс - но со временем именно она и стала лицом группы. С годами, Делейн всё больше становились "обычной" группой - а Шарлотта же не только подчинила себе весь вокал, но и стала писать новые песни для группы. И на "We Are The Others" все треки написаны при её непосредственном участии.
Delain всегда отличались простыми и заводными песнями, без какой-то оркестровой мощи и готического пафоса. Особенно в этом плане получился их второй альбом - хотя сам он, увы, был слабоват... А вот про новый альбом этого не скажешь. В нём вообще нет слабых песен - разве что, с натяжкой можно причислить сюда композицию "I Want You". Готики в нём больше, чем раньше - но на первый план она нигде не выходит. А вот вокал Шарлотты сразу бросается в глаза: оказывается, она умеет петь не только в мягко-классическом стиле, но и в жёстко-джазовом! И делает она это прекрасно, причём лучше предыдущих альбомов. Интересно, что Шарлотта очень чётко выговаривает все английские слова - даже я, со своими русскими ушами, понимаю смысл всех песен
Первая песня. Мать моя машина женщина! По-настоящему тяжёлая песня с джазовым пением Шарлотты. Безо всякого предупреждения, задаёт хороший темп всему альбому.
Следующая за ней "Electricity" также очень неплоха, особенно клавишной концовкой - и лишь немногим менее тяжела.
Третья композиция концептуальна, её название совпадет с названием самого альбома. Она посвящена нашумевшему убийству Софи Ланкастер - которую английские подростки забили до смерти лишь из-за того, что та была готом. И хотя случилось это событие аж в 2008 году, песня о нём получилась очень сильной, словно была написана на эмоциях.
Далее, "Milk and Honey" отличается томным пением вокалистки, и вообще является нетипичной для Делейн. Она неплоха, но как-то не особо запоминается.
А про "Hit Me With Your Best Shot" такого не скажешь - лично я её припев выкинуть из головы не могу Куплеты в ней так себе, но припев реально можно слушать бесконечно! "I Want You", как я уже и говорил, слабовата. А вот следующая после неё песня весьма "готична", содержит мужской вокал, и вообще выгодно разбавляет альбом.
Затем идёт лёгкая заводная "Generation Me", одна из лучших песен на альбоме. Что совершенно нетипично для симфо-метала - здесь Шарлотта разок забавно сматерилась А поёт тут она особенно здорово. При этом, концовка сей песни содержит шикарное клавишно-гитарное соло, да и вообще оставляет с позитивным настроением.
Вот очередной "Вавилон", наоборот, тяжел и заунывен. Припев запоминается, но какой-то выдающейся эту композицию не назовёшь.
Далее снова идёт легкая и позитивная "Are You Done With Me". Здесь вокал не такой яркий, как в предыдущих песнях, но припев всё равно прекрасен.
Чередование продолжается - следующий трек опять тяжёлый! Однако, на сей раз он яркий и заводной, а Шарлотта здесь выжимает из себя максимум. По-моему, это чуть ли не самая брутальная песня у Delain - под неё не грех и хаером потрясти Наконец, альбом достойно завершает отличная "Not Enough" - простая и яркая композиция.
Резюме: прекрасный альбом, благодаря которому Delain выходит на новый уровень. Почти все песни очень хороши - при этом, они заводные и обладают отличным вокалом. Разве что, альбому немного не хватает разнообразия: мужского вокала (Хиетала, где ты?) или красивой баллады... Но тем не менее, это однозначно качественный прорыв вперёд, который необходимо развивать. Лучшими песнями я бы назвал две: саму "We Are The Others" и брутальную "Get The Devil Out Of Me". При первом прослушивании, меня больше зацепила вторая - поэтому отдам предпочтение ей, хотя она и не является похожей на остальные композиции Делейн:
Welcome to the soldier side,
Where there is no one here but me.
People all grow up to die,
There is no one here but me...
Nightwish снова сменили вокалистку
Точнее говоря, Анетт сама ушла. В группе постоянно происходили какие-то конфликты, а у неё вдобавок начались проблемы со здоровьем... Поэтому они решили разойтись.
Очень грустно, что это случилось. За эти годы я успел "прикипеть" к ней, словно к близкому человеку. А ведь ей даже с фанатами не дали попрощаться - как-то буднично расстались, будто её в группе и не было вовсе.
Но знали бы вы, кто теперь её заменяет!
Это обладательница абсолютно невероятного голоса - голландка Фло Янсен, бывшая вокалистка After Forever.
Серьёзно, это реально другая лига в сравнении как с Анетт, так и с Тарьей.
Посмотрите сначала вот это видео. Никого не напоминает? Ну да, Тарья очень похоже бы спела. Казалось бы, снова "оперная дива", но...
(сейчас я порву вам шаблон)
теперь взгляните на это видео и попробуйте ещё раз сопоставить его с первым
Если мне кто-нибудь сможет подсказать ещё хотя бы одну вокалистку со схожим диапазоном голоса - я буду очень рад. Если она всё-таки останется в Найтвиш, то это будет убойная связка - ведь Фло, пожалуй, единственная вокалистка, которой без проблем может исполнять как их старые хиты, так и недавние композиции. Поживём-увидим!
Welcome to the soldier side,
Where there is no one here but me.
People all grow up to die,
There is no one here but me...