С разведкой были проблемы именно в коде. Поскольку была часть кода, которая не должна была производиться каждый ход. То ли обновление экрана, то ли что ещё. То же было и с БМ, когда тележка давала очки передвижения каждый ход.
В общем, может, не каждый ход координаты писать, а каждый ход сканировать на монстров. Если через клетку есть монстры, тогда записать их. Если двигаемся прямо на монстра и нападаем, то делаем сейв по тем координатам.
Я почти уверен, что так и сделано в hd mod. Обнаружил несколько лет назад, а вы можете проверить (СОД/Хота):
1. Создаём карту побольше (чтобы сейв делался дольше);
2. Вводим чит nwctheone (даёт макс очков хода, открытие карты, архов и полёт активному герою);
3. Выставляем скорость передвижения по карте "мгновенно";
4. Прокладываем путь подлиннее, чтобы на пути были монстры;
5. На каждой "кочке", где через одну клетку будет монстр, игра будет замедляться. Точно не помню, делается ли при этом сейв;
5.1. Для тех, у кого комп ну очень мощный, пусть ставит последние стретч фильтры в hd launcher
А что касается боёв "вплотную", там бы и на курсор проверку делать. Я бы туда же и клавиши подключил: стрелочки, в т.ч. и numpad