Как сейчас помню тот счастливый день, когда появилась информация о разработке моей любимой пошаговой стратегии, а точнее, о ее продолжении-шестой части сериала. Первые же скриншоты внушили мне уверенность в завтрашний день, милая и опрятная картинка, видно было, что художники поработали неплохо: первоклассная сбруя у кавалериста, сияющие белоснежные латы копейщика, потрясающий грифон. Я уже представлял как вновь смогу окунуться в любимый мир. Пусть хоть и в Асхан, не в родную Эрафию, но и этот мир мне полюбился за время существования пятой части. Многообещающие заверения разработчиков и издателя о первоклассном сюжете на высшем уровне, балансе всех рас, стремлении сделать их по настоящему уникальными, система репутаций (кровь и слезы) переработка осады замков- все это звучало настолько убедительно, что не было опасений за будущее серии…до определенного момента. Этим моментом стал для меня разработчик…раньше я не особо слышал о Black Hole Entertainment (далее сокращенно BHE). «Молодая студия уверенная в своих силах» подумал я и тут мне попался дома диск с игрой…именно с их игрой. «Armies of Exigo» представлял собой ужасный клон Warcraft II. Неудобная камера, кривое управление, наитупейший ИИ и баланс. Это ввергло меня в уныние, еще бы доверить разработку культовый серии дилетантам. Но вновь окинув взглядом скриншоты и прочитав интервью, что Ubisoft пристально следят за разработкой, у них имеется большой опыт, что называется «собаку съели» пока Nival делал пятую часть, я вновь загорелся надеждой. Я пристально изучал каждый новый скриншот и каждый пиксель, несколько раз перечитывал интервью и кажется все было хорошо.. Но прежде чем продолжить описывать мое удивление и негодование я хочу сделать отступление и рассказать- за что мы, фанаты «классики» ,которые очень хорошо помним третью часть, а некоторые и прошлые две, любили и обожали сериал. Кто то начал свой путь с далекого King's Bounty (КВ), кто то присоединился к армии фанатов после Heroes of M&M III или новомодной пятой части. Во всех описанных выше частях сериала был дух их прародителя KВ. Каждая новая игра, каждая новая карта- это новый мир, насыщенный приключениями, сказочный мир, прекрасные леса эльфов, могучие крепости, непроходимые болота, опасные пустыни, жаркие потоки лавы, холодные, но не безжизненные горы и море приключений в буквальном смысле. Но в играх серии Heroes of M&M было не только путешествие, приходилось пораскинуть мозгами при управлении своей империи, правильно рассчитать и распределить ресурсы, вовремя собрать армию и защитить королевство от орд нежети и демонов (или же нести смерть и хаос- на вкус и цвет как говорится). При этом была и интересная раскачка героя, поиск артефактов, ради которых порой жертвовали армией, в надежде достать те самые крылышки!
Была и мощная магия, которая сильно развитому герою-магу вполне заменяла армию, мы насылали на врагов молнии, сводили их с ума, превращали землю под их ногами в зыбучие пески и устраивали натуральный армагеддон. Было множество ресурсов, каждой фракции нужны были свои редкие «плюшки» вот за них и надо было попотеть, отлавливая героев-скаутов, которые то и дело отжимали у вас шахты. А можно было отбить всю серу и смотреть как Инферно тщетно копит на дьяволов. Были и пошаговые бои, которые все любят сравнивать с шахматами, где каждый ход приходилось продумывать, неосмысленное действие могло привести к краху. В общем жилось нам весело и интересно, было где пораскинуть мозгами. Мы были королями-героями-путешественниками в одном лице. И тут вышла шестая часть сериала.
Помимо рокировки в названии был действительно переработан баланс, конечно было радостно осознавать что уничтожение баллисты и отсутствие заклинания «землетрясение» не могло больше помешать осаде замка, юниты с удовольствием ломают стены и ворота, после чего начинается хаос. Но самый большой шок, как для фаната сериала я испытал при следующем- сокращенное количество ресурсов убирало всю глубину экономики, ресурс один на всех, а камни и дерево как всегда на постройку. Я не отношу себя к серьезным игрокам в героев (все соревнования, турниры- не про меня, мне нравится сам игровой процесс и возможность посидеть вместе с друзьями дома и как следует повеселиться и отдохнуть, или же соло-игра с погружением в мир) но так быстро золото у меня еще никогда не копилось. Проблему с единственным редким ресурсом быстро решил рынком- я просто скупал за золото синий кристалл и все. Постройка примитивна до ужаса. Волосы вставали дыбом. Переделка уровней существ меня не сильно разочаровала, сколько сами войска. Впервые за историю серии, моя сотня архангелов расценивается как обычное пушечное мясо. Да-да, именно пушечное мясо, на них нападают не просто легионы, а целые отдельные армии низкоуровневых существ. Пять тысяч копейщиков- более не проблема, юниты на удивление жирные и бои надолго затягиваются а при ускорении боевки все начинают пищать как будто гелия передышали… А малое количество карт значительно снижает часы которые вы проведете за игрой . Экраны городов (точнее их отсутствие) самый большой шок и самый сильный удар. Помниться даже в третьей части я заходил в замок людей, просто что бы послушать музыку и полюбоваться крепостью…потом были очаровательные замки в пятой части а тут…деградация. Хорошо хоть патчем исправили и то, на мой взгляд выглядят мерзко и отвратительно, видно что делали на скорую руку «что бы заткнуть фанатов».
Перестройка городов тоже добавила горечи, захватили больше городов чем враг и переконвертировали? Подождите несколько недель и сможете запросто задавить массой. А раньше нужно было искать артефакты повышающие мораль, если хотели совместить лучших из лучших, да и дорого это выходило…контрольные точки также не добавляют интерес.. Идешь до обелиска- красным горит и мысль «ну вооот, тут уже враг» никакой интриги! Карты хоть и выглядят красиво и опрятно, но когда начинаешь ее исследовать не покидает чувство, что до тебя ее уже кто то ограбил, пара монстров с ресурсами и все..да и монстров маловато, одни и те же, разнообразия нейтралов нет вообще. Посмотрим что будет после DLC с новыми фракциями. Раскачка, которую нам восхваляли, оказалось очень вялым и неинтересным занятием. Сразу находишь идеальный путь развития и повторяешь его каждый раз заново. Умения фракций неплохи, но некоторые явно в аутсайдерах. Баланс хромает, а еще припомните ужасные багги и лаги в первую неделю игры и долгое ожидание патчей, а чуть мышь не разбил. Так заколебало мерцание курсора, но потом успокоился и понял что моя мышка то не при чем! Все эти годы она верно мне служила, проблема в другом. Проблема в ВНЕ. Они оказались на удивление бездарной студией, про оптимизацию они не слышали и их информация о невозможности работы игры на ноутбуках ввергла меня в самый натуральный шок. И это игра 2011 года?
И вот недавно я начал снова через силу играть в шестую часть. Изучать способности, тактики ( ах да, забыл- про ударную магию забудьте, ее вырезали на корню, оставили огненный шарик для галочки да молнию) проходить сюжетку, хоть и довольно запутанную на первый взгляд, но все же ясную и интригующую (но кривые ролики всячески отбивали желание играть). Мужественно перенеся отсутствие драконов я решил играть за новую расу (хоть какое то подобие дракона). И знаете, я стал ловить себя на мысле- а может весь мой яростный порыв лишь из-за того что я так называемый олдскул? Не принимаю изменения в серии, которые необходимы? Который жаждет просто ремейка третьей части с новыми текстурами? Но сейчас могу твердо ответить- нет. По моим личным наблюдениям новые игроки, которые познакомились с сериалом только что, играя в шестую часть, очень довольны игрой. Они не испытывали наших эмоций с каждой новой частью и не видели настоящей эволюции. Для них герои образца 2011 года-быстрые, ожесточенные с масштабными битвами (конечно же боссами), борьбой за контрольные точки. И знаете, я получил все же удовольствие от игры! Я представил что играю в клон героев, ну знаете как Тorchlight клон Diablo, перестал искать несоответствие с традициями серии и вуаля! Передо мной действительно стремительная пошаговая стратегия, в которой приходится думать, хотя, конечно, больше на поле боя и все же выходит неплохая игра, дабы скоротать время до выхода новой части сериала, а там уже надеяться, верить и ждать.
Наверняка найдутся люди, не согласные с моим мнением, но на то это и мое- личное мнение фаната, который видел и жил во время роста популярности серии, который провел бессонные ночи с обещанием самому себе- еще пару ходов и все- все лягу спать…Наверняка Вам будет интересно почему я сказал, что не считаюсь с тем, что я зигнивший олдскульщик, не желающий перемен? Отвечу почему- я желаю серии перемен, но не дело когда игра теряет глубину и становиться казуальной, традиции есть традиции, а поддаваться веяниям времени (а правильнее- срубить больше с продаж) означает лишь то, что можно погубить созданное и наработанное в течении многих лет. Такая серия как Heroes of M&M является самодостаточным произведением, не приемлющая серьезных вмешательств, механизм отлажен, он работает. Бережное отношение, без внесения кардинальных изменений в серию- вот она эволюция, а тут мы видим новую игру, просто с знакомой приставкой. Возможно я мог бы и больше рассказать, но может в другой раз поделюсь своими наблюдениями, если Вам все еще будет интересно, а пока я закончу на этой ноте. Спасибо, что осилили весь текст, надеюсь время потрачено не зря. Искренне Ваш чернокнижник